5 Sola Реформации

Sola Scriptura (Только Писание)

Под фразой «Только Писание» мы подразумеваем лишь то, что единственным и непоколебимым авторитетом в вероучении является Библия. Любые нравственно – аскетические труды, учение учителей древности и церковные постановления должны быть отвергнуты, если противоречат Писаниям и / или накладывают на человека дополнительные обязательства (ср. Деян.: 15:28-29). Сам Христос, уча иудеев, постоянно на них ссылался, а поклонникам традиций адресовал следующее:

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

(Мф.: 15:7-9)

Sola Fide (Только верой)

Человек спасается только благодаря вере. Вплоть до сегодняшнего дня традиционалисты утверждают, что человек спасается верой и добрыми делами, ссылаясь на стих: «Вера без дел мертва» (Иак.: 2:26). В своих утверждениях они приводят ряд риторических ухищрений, которые можно свести к следующему: верой человек спасается, а делами – оправдывается. Тем не менее, Писания учат нас, что человек спасается верой, а добрые дела он творит вследствие веры и самими делами не оправдывается. Об этом очень ясно говорит следующее место:

Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

(Рим.: 3:28)

Кто то спросит: «Как же быть с утверждением Иакова?». Ответ здесь прост, в своем послании, апостол говорит о том, что Авраам оправдался делами, однако, если мы рассмотрим хронологию Писания, то увидим, что сначала «…Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.: 4:3). Иаков же обличает тех, кто называет себя верующими, оставляет своих братьев без помощи в то время, когда она им необходима. Такая вера действительно мертва, так как не производит плодов Духа (см. Гал.: 5:22-25). Вот полный отрывок из послания к Римлянам:

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Воздаяние делающему вменяется не по  милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

(Рим.: 4:2-5)

Sola Gratia (Только Благодатью)

Человека спасают действия Бога, а не действия человека. В свое время блж. Августин написал своего рода молитву: «Дай то, что ты повелеваешь и повелевай, что пожелаешь». Эти слова смутили британского монаха Пелагия, который считал, что человек своими силами способен прийти к Богу и выполнить все то, что Бог заповедал человеку. Согласно же учению Августина, человек мог прийти к Богу только в том случае, если Бог Сам призовет человека. Разгорелся спор и Пелагий был осужден как еретик. Однако, после Пелагия стали учить тому, что есть некая «призывающая благодать», а человек, обладающий свободной волей может ее или принять или отвергнуть. Течение получило название «полупелагианство», оно живет и здравствует по сей день.

Учение о свободной воле в полной мере рассмотрел и опроверг Лютер в своем труде «О рабстве воли», написанном против гуманиста Эразма Роттрдамского. Суть книги можно свести к следующему: человек поражен первородным грехом, является «мертвым по преступлениям» и его воля неизбежно стремится ко злу так, что он по своей воле никогда не изберет Христа. Стоит отметить, что Лютер ни принес ничего нового, свое вдохновение он черпал у Августина, а Августин пришел к своим выводам размышляя над посланиями ап. Павла. По этому, если кто то захочет сослаться на древность, то она на нашей стороне. А что же традиционная церковь? Она поступила очень просто – приняла «раннего Августина» и отвергла «позднего». Получилось что то вроде «полуавгустинианства». Писания учат нас однозначно:

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

(Еф.: 2:8,9)

Solus Christus (Только Христос)

Только Христос является Единственным Посредником между Богом и человеком. Это казалось бы очевидная истина была извращена и попрана. И вопрос стоит не о Личности Христа или Его работе. Он ставится следующим образом: «Как человек получает благодать и спасение?». По учению традиционалистов, благодать передается человеку через сложнейшую (и абсолютно невыполнимую) систему постов, регламентов, таинств и точного выполнения церковных обрядов. Во времена иудеев, священники из колена Левия были посредниками между Богом и человеком, принося жертвы за грехи. Христос пришел для того, чтобы взять наши грехи на себя и, Самому стать Священником, ходатайствующим за нас перед Отцом.

Но не тут то было, некоторые из тех кто называл себя христианами узурпировали власть поставив себя на этот раз, уже посредниками между человеком и Христом, оправдываясь тем, что они якобы обладают такой властью. Тем не менее, согласно Писаниям задач у священника всего три: подавать Таинства, проповедовать Евангелие и поддерживать церковную дисциплину. Спасение же и благодать подается только Христом и от Христа:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня

(Ин.: 14:6)

Soli Deo Gloria (Только Богу слава)

Святой Дух вдохновлял Священные Писания только во славу Божью. Христос смирил Себя до смерти и был воскрешен, а потом вознесен по правую руку Отца во славу одного Бога. Благодать и милость предлагаются мятежным грешникам во славу одного Бога. Оправдание только верой во славу Бога.

Этот последний тезис объединяет все четыре предыдущих, говоря о том, что вся слава за все происходящее должна принадлежать и принадлежит Одному лишь Богу.

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

(1Кор.: 10:31)